Реле контроля фаз
Обратно в Статьи

Реле контроля фаз

Реле контроля фазного напряжения

Реле контроля фаз – это устройство, используемое при подключении оборудования к трехфазной сети и при необходимости соблюдения правильного чередования.

Реле контроля фаз устанавливается в цепи питания ответственных потребителей . Прибор обеспечивает защиту от сгорания обмоток в электродвигателях при обрыве одной из фаз, перенапряжениях или резких падениях тока.

Функциональные особенности реле контроля фаз

Устройства защиты используются в различном оборудовании. В зависимости от условий эксплуатации, параметры РКФ могут отличаться. Важнейшими техническими характеристиками однофазного и трехфазного реле являются:

  • Рабочее напряжение.
  • Пределы регулировок срабатывания.
  • Условия использования.
  • Напряжение питания.

Реле контроля призвано обеспечивать защиту промышленного и бытовой электрики в случае сбоев в работе питающей сети. Прибор следит за следующими параметрами:

  • контроль неисправностей электропитания
  • понижение (в т.ч. обрыв) или повышение напряжения любой из фаз
  • перекос (асимметрия) фаз
  • «слипание» фаз
  • нарушение порядка чередования фаз
  • обрыв нейтрали (косвенный контроль)
  • контроль линии электропитания электродвигателя на обрыв по ГОСТ Р 53325 2012 (для оборудования систем противопожарной защиты).
  • разнесения времени включения агрегатов при восстановлении электропитания на объекте с равномерным случайным распределением (при необходимости).

Трехфазное реле контроля фаз применяется для защиты асинхронных электрических двигателей. Эти устройства не могут работать в случае обрыва одной из трех фаз, так как в таком режиме быстро выходят из строя. Реле контроля автоматически отключает мотор при исчезновении одной из фаз.

Устройство и принцип работы

Большинство устройств данного типа монтируются в электрические шкафы защищаемого оборудования. Корпус реле контроля фаз оснащен специальной защелкой для крепления на дин-рейку. На приборе можно выставить значение отклонения от номинального в процентах иотключить все или одну мз основных функций благодоря дип-переключателю.

Можно обозначить следующие конструктивные особенности современных РКФ:

  • Реле, разрабатываемые в Советском Союзе, крепились к монтажной области с помощью двух винтов. Современные приборы имеют крепеж под DIN-рейку. Благодаря такой конструкции процесс ремонта и разработки электрических шкафов стал намного проще.
  • Еще одним элементом реле являются винтовые клеммники, предназначенные для подключения проводов.
  • Регуляторы настройки рабочих параметров реле. Они расположены на передней стороне панели и позволяют изменить параметры функционирования устройства без его демонтажа из электрического щита. Регуляторы изготовлены на основе подстроечных резисторов и дип переключатнлей
  • На некоторых моделях типа УКН-63 имеется дисплей и кнопки, предназначенные дляболее тонких настроек реле.
  • Маркировки на клеммах. Каждый вывод имеет соответствующую маркировку и обозначение согласно инструкции по эксплуатации. \

Принцип работы данного контрольного оборудования основан на постоянном мониторинге состояния сети. При выходе напряжения или угла между фазами за допустимую отметку реле контроля отключит электрический прибор.

  • Регулируемые. Такие приборы оснащены функцией выставления необходимой уставки срабатывания по напряжению и времени (ЕЛ-11, ЕЛ-12, ЕЛ-13, ЕЛ-15).

Пределы настроек РКФ

Разные реле фазного контроля имеют различные пределы регулировок. Если электроустановки предназначены для работы с точными параметрами питающего напряжения (например, электродвигатели), то подойдет реле с диапазоном регулирования от 5% -25%.Данными параметрами обладает реле РНЛ-1

Задержка включения/отключения

Большое число промышленных потребителей электроэнергии имеют нелинейную пусковую характеристику. В тот момент, когда происходит запуск двигателя или ТЭНа, отмечается превышение пускового коммутируемого тока в несколько десятков раз. Поэтому при включении оборудования напряжение «просаживается». Для того, чтобы устройство не отключило прибор от сети, оно оснащается функцией задержки срабатывания. Во время запуска двигателя напряжение падает ниже минимально допустимой отметки, однако реле не отключает питание в течение установленного времени.  Для РНЛ-1 время сработки установлено стандартно и составляет от 0,3 сек. до 5 сек в зависимосиъти от отклонения и заданного параметра.

Рабочая температура РКФ

Слишком низкие или высокие температуры негативно отражаются на компонентах электронной схемы реле. Жара или сильный мороз могут стать причиной дрейфа характеристик внутренних радиокомпонентов устройства, что приведет к ложным срабатываниям и отключениям. Резкое охлаждение может вызвать конденсацию паров воды внутри прибора, вследствие чего реле выйдет из строя. Поэтому очень важно соблюдать температурный режим эксплуатации устройства. Реле РНЛ-1 имеет температурные пределы от минус 40 до плюс 80 градусов. Использовать реле РНЛ-1 не рекомендуется в географических точках со слишком морозными зимами, без дополнительного обогрева оболочки в которой монтируется РКФ.

Правила хранения РКФ

Каждый электронный прибор должен храниться в определенных условиях. Обычно правила хранения схожи с рекомендациями по использованию. Любое реле контроля фаз напряжения в период, когда оно не эксплуатируется, должно находиться в заводской упаковке. Следует избегать экстремальных температур и попадания влаги на устройство. Реле лучше не бросать и не трясти.

Схема подключения реле контроля фаз напряжения РНЛ-1

В обесточенном состоянии реле все внутренние контакты реле имеют показанное на схеме положение. Клемма «L» отключена от «L2», а «E» подключена к клемме «L2». Замкнуты сигнальные контакты «12» и «11».

При подаче на реле напряжения питания от четырёхпроводной сети с нейтралью, реле проверяет, что все контролируемые параметры напряжения сети находятся в диапазоне допустимых значений (напряжение исправно), и что электродвигатель подключён к схеме и линии питания двигателя не имеют обрыва (линия исправна).

До окончания проверки реле выдаёт напряжение фазы «L2» на клемму «E» для работы внешнего индикатора «Авария» и не выдаёт напряжение на клемму «L» для питания цепей управления двигателем. Сигнальные контакты «12» и «11» остаются замкнутыми.

Если напряжение исправно, то реле выдаёт фазу «L2» на клемму «L» для питания цепей управления двигателем.

Если напряжение исправно и линия исправна, то реле дополнительно снимает напряжение фазы «L2» с клеммы «E» (отключается внешний индикатор «Авария») и переключает сигнальные контакты, размыкая «12» и «11» и замыкая «11» и «14».

Если линия исправна, а напряжение неисправно, то реле выдаёт напряжение фазы «L2» на клемму «E» для работы внешнего индикатора «Авария» и не выдаёт напряжение на клемму «L» для питания цепей управления двигателем. Сигнальные контакты «12» и «11» замкнуты.

Если к схеме не подключён проводник нейтрали (обрыв нейтрали), а в цепи управления есть какой-либо потребитель (например, внешний индикатор «Авария»), данная неисправность может быть определена реле как отклонение или как перекос напряжения фаз.

Отключение реле при диагностике какой-либо неисправности контролируемой сети, а также включение реле после устранении неисправности происходит за одинаковое фиксированное время (смотри Технические характеристики). Если переключатель функции «разнесение времени включения» находится в левом положении [случайное время включения с равномерным распределением], то включение реле после подачи электропитания (или после устранения неисправности) будет происходить за время, равное сумме фиксированного времени и случайной величины из диапазона от 0 до 12 с. При восстановлении после аварии электроснабжения объекта, имеющего большое количество различных агрегатов, каждый из которых защищён реле с данной функцией, пуски этих агрегатов будут разнесены по времени, и не возникнет суммарный пусковой ток, перегружающий сеть и вызывающий срабатывание аппаратов защиты.

Как выбрать реле контроля фаз напряжения?

Любое промышленное предприятие оснащено сотнями тысяч трехфазных двигателей. Если одна из питающих фаз пропадет, то мотор непременно сгорит независимо от страны и года производства. Цена больших двигателей с высокой мощностью достигает отметки стоимости автомобиля. Поэтому целесообразно будет установить трехфазное реле контроля фаз напряжения во избежание крупных финансовых потерь в будущем. Для данного вида защиты подойдет реле контроля напряжения РНЛ-1.

Качество напряжения важно не только для промышленных предприятий, но и для многоквартирного и частного дома. Контрольное реле устанавливается в электрический щит. При коротком замыкании и упадке напряжения в одной линии электрические приборы могут выйти из строя и сгореть. РКФ предназначено для того, чтобы отключить от сети электроустройства при критическом перекосе значения напряжения и защитить бытовую технику жителей дома от порчи. Для данного вида защиты подойдет устройство контроля напряжения УКН-63.

Таким образом, реле контроля фаз напряжения – это важное защитное устройство, которое не теряет своей актуальности для любых объектов и потребителей

Заказать качественное контрольное реле  можно по телефону, указанному на главной странице нашего сайта, или у наших диллеров в регионах. Дежурный специалист даст ответ на любой интересующий вас вопрос и предоставит информацию о наличии стоимости продукции.

Обратно в Статьи